Образ: Живая бабочка или птица, гибнущая в "золотой клетке" из-за равнодушия окружающих.
Тема: Развращение, опошливание, гибель души в бездуховном окружении вследствие равнодушия ближних. Пошлость, в данном контексте, - это эгоизм, помноженный на желание комфорта для себя, забота только о земном своем покое и удовлетворении. Пришедший внезапно в Россию капитализм (ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы) убивает подлинные человеческие взаимоотношения, высокие стремления и идеалы.
Идея: Превращение человека в вещь невозможно по сути, попытка этого обречена и убийственна.
Действенный анализ:
- Ведущее предлагаемое обстоятельство - Приход капитализма в Россию
- Исходное событие - Лариса выходит замуж
- Определяющее событие - Паратов решил зайти к Ларисе, узнав об этом
- Центральное событие - Лариса решилась ехать с Паратовым от жениха
- Финалообразующее событие - Лариса все поняла и прогнала Паратова
- Главное событие - Лариса посылает за Кнуровым.
Сценографический образ - Золотая клетка.
Должно создаваться ощущение птичьей "золотой клетки". Клетки комфорта и пошлости. Ларису, как птицу (недаром она прекрасно поет, это одно из ее основных достоинств), туда заманивают, и всё идёт к тому, что там ее и запрут (быть содержанкой Кнурова - это и есть оказаться в золотой клетке, в самом основном смысле). Но для нее это смерть. И реальная смерть для нее оказывается лучше. Некое избавление от ужасной участи опошлиться и потерять себя. Ларису недаром все время тянет на волю, "за реку", в лес, в поля. Она, как ласточка, которой свобода и простор необходимы для счастья. Паратов ей кажется смелым, а потому - свободным, лишенным предрассудков и волевым. Как она в нем ошиблась! Он такой же, как все. Даже ещё более жалкий. Он не мог бы ей дать того, что ей необходимо для жизни. Карандышев, возможно, мог бы, если бы не был таким мелочным и честолюбивым. Если бы он был готов довольствоваться малым. А ей бы и "рай в шалаше". Это другие люди считали, что она погибнет в глуши. И ей это внушали, смотрели на нее, как на несчастную. "Дорогой брильянт дорогой оправы требует" - это именно отношение к человеку, как к вещи (вспомним финальное ее прозрение: «Я - вещь»). Ее "оценивают", как ювелиры камень. А она - ласточка, а не камень. Живая. Вот такая трагедия гибели живого оттого, что с ним не умеют обращаться - обращаются, как с неживым. В финале "клетка" кофейни должна манить всеми огнями ярких и теплых фонариков подсветки изнутри. Тогда будет, как нельзя более оправдано в финале - как выход - желание Ларисы присоединиться к пиру остальных, пойти к Кнурову. Интересно, что, если она туда за ним пойдет сама, она совершенно теряет собственное достоинство перед всеми (в этой компании), из чего видно, что ей уже всё безразлично. Во время ее убийства зрители должны ощутить катарсис – избавление от этого ужаса.
Клетка - это и Кофейня "на бойком месте" в центре бульвара - квинтэссенция продажности и эгоистичного, пошлого комфорта, проживания и "прожигания" жизни в обедах и выпивке, развлечениях. Сытая жизнь или стремление к ней. Вместо ценностей духовных, смысл жизни этих людей в получении (урывании) удовольствий для себя лично. Лариса поддается также этому в конце концов. Ее развращает окружение. Нет верных ориентиров для этой молодой тонко-чувствующей души. Она трагически гибнет, чтобы не "опошлится" как и все. Ее притягательность для остальных - в ее свежести, неиспорченности. Но они все ее и губят, не пытаются спасти и защитить от этого разврата пошлостью, эгоизмом. А клетка - это тюрьма.
Клетка - это и дом Карандышева, где тяжело дышать от суетности и мелочности устремлений этого человека - жениха Ларисы. Клетка - это и дом ее матери, тот самый "цыганский табор", где надо постоянно притворяться веселой и довольной, любезничать, когда на душе тоска.
Главная героиня, как пароход "Ласточка", которую опошлили, продали саму "поэзию" для того, чтобы быть тягловой силой для баржей. И как птица ("эфир"), летящая над Волгой, над прекрасной природой. Теперь на ней толпятся баржи, уродство практицизма и торгашества. Ласточка - это не вещь, а живое существо. Трепещущая жизнь, которую легко погубить (перекличка с "Чайкой"). В этой жизни нет места настоящей поэзии. Та поэзия, которая уживается с этим миром капитала - поэзия цыганщины. Она продажна и пошла (от слова "пошлость") по своей сути. Служит развлечению тех, кто больше платит. Финальная ремарка - "цыганский хор поет" - очень это хорошо подчеркивает. Вместо настоящей поэзии, девушки-птицы с прекрасной чистой душой, Паратов выбрал цыганщину - эрзац, суррогат.
Птичья клетка напоминает историю андерсеновского "Соловья" (а также "Свинопаса"), где тоже ценили мертвое, а не живое. Пытались сделать живое мертвым, вещью, для того, чтобы подчинить его механизированным ритуалам. Но человек (также, как и птица) не может стать вещью. Это невозможно - в попытке этого состоит гибель души. Душа человека бессмертна и создана по образу и подобию Божию. Она не должна "умалятся" до вещи, а возвышаться до бога. Стремиться вверх, а не вниз. Для человека стать вещью - означает самоубийство (так как, происходит сознательно). Убийство в себе человеческого, самой его сути - души, ничуть не менее страшно, чем реальное самоубийство.
Эскизы к спектаклю по "Бесприданнице" можно посмотреть здесь