Мара Уварова

художник, сценограф, режиссер

Образ: Живая бабочка или птица, гибнущая в "золотой клетке" из-за равнодушия окружающих.

Тема: Развращение, опошливание, гибель души в бездуховном окружении вследствие равнодушия ближних. Пошлость, в данном контексте, - это эгоизм, помноженный на желание комфорта для себя, забота только о земном своем покое и удовлетворении. Пришедший внезапно в Россию капитализм (ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы) убивает подлинные человеческие взаимоотношения, высокие стремления и идеалы.

Идея: Превращение человека в вещь невозможно по сути, попытка этого обречена и убийственна.

Действенный анализ:

  1. Ведущее предлагаемое обстоятельство - Приход капитализма в Россию
  2. Исходное событие - Лариса выходит замуж
  3. Определяющее событие - Паратов решил зайти к Ларисе, узнав об этом
  4. Центральное событие - Лариса решилась ехать с Паратовым от жениха
  5. Финалообразующее событие - Лариса все поняла и прогнала Паратова
  6. Главное событие - Лариса посылает за Кнуровым.

Сценографический образ - Золотая клетка.

Подробнее: Режиссерско-сценографическое решение "Бесприданницы" А.Н.Островского

Оглавление:

  1. Введение
  2. Авторство Послания
  3. Адресаты
  4. Историческая ситуация и цель послания
  5. Преимущества христианства над иудейским культом
  6. Образы послания
  7. Заключение
  8. Список литературы

Введение

Послание к евреям – одно из сложнейших для понимания апостольских посланий. Его авторство до сих пор находится под вопросом. Богословски оно мало исследовано и толковано (есть только небольшие толкования Иоанна Златоуста и Феофилакта Болгарского). В этом смысле, замечательна книжка свящ. Александра Прокопчука «Богословие послания к евреям», в которой автор представляет очень интересную гипотезу об адресатах и цели этого послания. Для меня лично это Послание представляет огромный интерес, так как обширнее других посланий использует ссылки на Ветхий Завет, при этом очень смело и оригинально его интерпретируя, а также несет в себе очень интересные мысли и картину мира.

Подробнее: Послание к Евреям

Проект находится здесь

В этом эссе рассказ об идее постановки спектакля «Цирк Пикассо» и о двух периодах в творчестве художника Пабло Пикассо.

Содержание:

  1. «Цирковой» период в творчестве П. Пикассо
  2. Тема цирка в другие периоды
  3. История постановки. Интервью с создателем спектакля
  4. Список литературы
  5. Приложение: Аннотация к спектаклю.  Иллюстрации.

«Цирковой» период в творчестве П. Пикассо.

«В калейдоскопе исканий молодого Пикассо особой цельностью художественного мышления выделяются полотна «голубого» и «розового» периодов. Они отмечены чистотой  гуманистических взглядов, не тронутых еще ядом скептицизма, верой в человека, высоким уровнем чисто художественных достижений»[1] - пишет автор статьи «Заря Величия» Виталий Суслов в январском номере журнала Юнеско за 1981 год, посвященном юбилею Пабло Пикассо. И, действительно, это наиболее наполненные добротой и светом творческие периоды великого художника 20 века. «Даже если бы Пикассо ничего не создал после 1907 года, он оставался бы великим художником 20 столетия»[2] - пишет тот же автор. Самым великим художником 20 века называет Пикассо, также, известный искусствовед и культуролог Паола Волкова. 

Подробнее: «Цирк Пикассо»

На примере истории постановок пьесы А.Н. Островского "Бесприданница".

Работа сценографа обусловлена зависимостью от: 

1)    пьесы,

2)    режиссерского замысла,

3)    технических и материальных возможностей конкретного театра.


В идеале, и это есть у великих режиссёров, которые находят себе в лице художника единомышленника, художник должен создать визуальный образ спектакля. Сценография может также создавать свои дополнительные смыслы изобразительными средствами. Кроме того, что думается важнее всего, - создавать для актёра среду, в которой он может существовать, играть в ней и с ней, которая помогает ему находиться в образе. 

Художник может подчинить все составляющие сценического действа живописному началу (создать среду). А может найти символически обобщенное решение (часто это единая сценическая многофункциональная установка, которая может меняться в течение сценического действия).
Художественные средства могут быть аскетичными или, наоборот, избыточными (по материалу, текстуре, количеству). Возможны гротесковые эффекты, поиск художественной условности. Необходима связь костюма и декорации.

Главная задача сценографии - захватить внимание зрителя и удерживать его на протяжении всего действа. Для этого и нужны трансформации элементов сценографии, поиск яркой выразительности.
Художник подчиняется главной мысли режиссёра или же предлагает свое решение (в случае, если режиссер уступает ему в этом).

Различное сценическое интерпретирование может как углубить авторский замысел, так и, наоборот, повредить ему. 

Также, от задач и возможностей интерпретаторов зависят и разнятся театральные трактовки одной и той же пьесы. Это наглядно видно на разных примерах оформления одной и той же драмы А.Н.Островского "Бесприданница".

Подробнее: Работа сценографа. Эссе