Проект находится здесь

В этом эссе рассказ об идее постановки спектакля «Цирк Пикассо» и о двух периодах в творчестве художника Пабло Пикассо.

Содержание:

  1. «Цирковой» период в творчестве П. Пикассо
  2. Тема цирка в другие периоды
  3. История постановки. Интервью с создателем спектакля
  4. Список литературы
  5. Приложение: Аннотация к спектаклю.  Иллюстрации.

«Цирковой» период в творчестве П. Пикассо.

«В калейдоскопе исканий молодого Пикассо особой цельностью художественного мышления выделяются полотна «голубого» и «розового» периодов. Они отмечены чистотой  гуманистических взглядов, не тронутых еще ядом скептицизма, верой в человека, высоким уровнем чисто художественных достижений»[1] - пишет автор статьи «Заря Величия» Виталий Суслов в январском номере журнала Юнеско за 1981 год, посвященном юбилею Пабло Пикассо. И, действительно, это наиболее наполненные добротой и светом творческие периоды великого художника 20 века. «Даже если бы Пикассо ничего не создал после 1907 года, он оставался бы великим художником 20 столетия»[2] - пишет тот же автор. Самым великим художником 20 века называет Пикассо, также, известный искусствовед и культуролог Паола Волкова. 

После довольно тяжелого «голубого» периода (1900-1904 г.г.), связанного с богемной средой барселонской таверны «4 кота», где царит особое отношение и сочувствие к «униженным и оскорбленным» (а основой эстетического вдохновения художника становится испанская средневековая живопись), наступает радостный «розовый» (1904-1906 г.г.), который по основной теме называют, также, «цирковым», что «…точнее передает его содержание. На полотнах Пикассо возникает совершенно новый мир – мир комедиантов, цирковых актеров»[3]. Пикассо поселяется в Париже, на Монмартре. Посещает цирк «Медрано» со своими новыми друзьями-поэтами Гийомом Апполинером и Андре Сальмоном (которые, вероятнее всего, и привели Пикассо в цирк). Пишет бродячих актеров и циркачей, с которыми находит много общего, как в их свободе, так и в презрительном отношении к ним окружающих. Жизнь Пикассо этого периода озаряет первая серьезная любовь (и муза) – Фернанда Оливье, которая поселяется в его мастерской и вдохновляет художника на идиллические «семейные темы». 

«Цвет и герои того далекого «розового» периода хрупки и усталы. Их сила мнимая, их хрупкость предельная. Их связи ситуативны и непрочны. Это печально-обреченное племя скитальцев в богооставленном мире»[4] - так говорит о цирковом периоде Пикассо Паола Волкова с высоты видения этой темы других периодов художника. В чем-то можно с этим согласиться. Другие периоды отличало, порой, гораздо большее жизнелюбие. Но не большая «духовность». «Грусть для художников и поэтов круга Пикассо тех лет означала искренность в творчестве. «Искусство есть эманация боли и печали» - любит повторять художник»[5]. Что характерно, в 1901 г. Пикассо с другом издают литературно-художественный журнал «Молодое искусство», где главная идея – искренность. «Искусство – ложь, но эта ложь учит нас постигать истину, какую мы, люди, в состоянии постичь»[6] и еще «Живопись – это что-то священное, …если картина обладает большой силой воздействия, то это происходит потому, что в ней есть дух Божий»[7] - говорит о творчестве Пикассо. Композиции «циркового» периода очень разнообразны. Это и тема одиночества, и тема общности, и тема дружбы, поддержки, и тема любви и семьи, материнства и творчества. И хотя, как еще говорит художник, он «лишь запечатлел образы, что были … перед глазами. Скрытый смысл пусть ищут в них другие»[8], думается, что эти смыслы, наполненные добротой и любовью, достаточно очевидно проступают в картинах «розового» периода. По крайней мере, для человека, живущего с христианской точкой отсчета. 

Тема цирка в другие периоды. 

Пабло Пикассо неоднократно возвращался к теме цирка в другие, гораздо более поздние, периоды своего творчества. Так в классический период, вдохновленный другой музой – русской балериной Ольгой Хохловой (женой художника), Пикассо пишет «плод» этой любви – сына Поля в многочисленных образах маленького циркача: Арлекина и Пьеро и другие цирковые образы. Работая в театре в качестве художника, Пикассо пишет задник для балета Э. Сати «Парад» по мотивам своих былых картин из все того же «циркового» периода (премьера состоялась 18 мая 1917 года в труппе «Русский балет Сергея Дягилева», Париж. Пикассо делал для этого балета не только задник, но и другие элементы декораций и костюмы). То же самое касается и кубистического и других периодов – тема цирка не забыта и здесь (правда, трактуется она совершенно иначе, чем в «цирковой» период). Интересно, что Пикассо обращается к теме цирка на всем протяжении своей творческой биографии. Для него это постоянная тема, связанная с творчеством. «В творчестве Пикассо… тема странничества и карнавала стала одной из главных, сквозных»[9]. «Арлекин – это символ театра, переодевания, праздника, всего того, что без конца изменяется, Арлекин – это сам Пикассо»[10]. 

История постановки. Интервью с создателем спектакля. 

2 и 16 февраля театральная студия «Петровский парк» при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Москве совместно с Танцтеатром «Спектр» выпустили премьеру - спектакль-фантазию на тему картин «Цирк Пикассо». Спектакль предварила экскурсия по картинам Пабло Пикассо. 1 марта фрагмент из спектакля был показан в рамках «Молодежной масленицы» на том же приходе. 

«Прошлой зимой я решилась, наконец, поступать на режиссерский факультет и, соответственно, стала усиленно готовиться по “режиссерской” литературе, что, само по себе, оказалось очень увлекательно и полезно. Благодаря таким знаменитым личностям как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Н.В. Демидов, Е.Б. Вахтангов, удивительно расширился мой кругозор в этой области. А эти самые личности перестали для меня быть мерцающими знаменитостями на далеком пьедестале, а представились реальными и очень близкими людьми, со схожими с моими, исканиями и метаниями. В частности, я очень загорелась работать “этюдным методом” над картинами какого-либо художника, как советовали “великие” и даже создать спектакль-импровизацию (по этюдам к этим картинам) подобную вахтанговским и демидовским.  

Конечно, для нашей Студии — это решение было очень смелым. Дело в том, что мы ранее всегда работали с готовым материалом. Даже именно, по преимуществу, с гениальной литературой, с очень хорошим текстом. Это всегда был мой сознательный выбор - в условиях мало что умеющих новичков, текст всегда “вывозил” и давал очень многое. Хотя бы одну из задач Студии – донесение качественной литературы, выросшей из христианской культуры – мы регулярно выполняли. А сейчас – такая вот совершенно новая и неустойчивая позиция. Поначалу меня не понимал никто, так что уже даже мне стало казаться, что это какая-то моя ”блажь” и “глупость”. Мы даже “потеряли” нескольких человек в студии из-за этого. Но я упрямо стояла на своем и решила не отступать до конца. Сильно поддержала меня в этом балетмейстер и хореограф Жанна Вильданова – худрук Танцтеатра «Спектр» (которая, между прочим, в свое время окончила ИСИ): до сих пор поражаюсь, насколько она творчески-свободный и, одновременно, удивительно творчески-чуткий и прислушивающийся человек! (на мой взгляд – очень редкое и замечательное сочетание); после этого мой супруг – дьякон Яков Кудрин; а в конце концов, уже все участники спектакля так включились в работу, что еще долго не хотели из нее выходить и до сих пор продолжают над этим спектаклем размышлять, трудится и импровизировать в его рамках – у многих, да у всех, в общем-то, появилась в этом отношении огромная свобода, чего не было никогда прежде в нашей студии. А это – дорогого стоит. “Творческое самочувствие” на сцене – это одна из самых важных задач для любого актера. Оно отличает самодеятельность от профессионального или даже полупрофессионального театра, и дает совершенно иной уровень качества. Именно этим очень серьезно занимался сподвижник Станиславского, помогавший последнему разрабатывать его знаменитую “систему” – профессиональный психотерапевт (!), позже ставший потрясающим педагогом и режиссером Н.В. Демидов.

Надо сказать, что занимаемся актерским мастерством мы уже довольно давно с помощью “демидовских этюдов” (ДЭ) или, как их еще называют, “демидовских гамм” (разумеется “по книгам”, так как в России прямых наследников Демидов после себя не оставил) – с помощью очень интересного метода работы, основанного на импровизации, в рамках четко заданного текста. ДЭ отлично подходят для работы с новичками и любителями, никогда прежде не занимавшимися театром серьезно. Но вот публичного “выхода”, связанного с занятиями по ДЭ, до этого спектакля у нас еще не было. Слава Богу, что такой дебют состоялся сейчас. Без огромной Божией помощи тут, конечно, не обошлось. Когда уже казалось, что всё рухнет и развалится (а такое было несколько раз за время этой постановки), так как уходили люди, по разным причинам (с одним случился сердечный приступ, к примеру), Господь посылал неожиданно новых людей, со своими талантами, которые открывались в процессе репетиций и несли с собой помощь, поддержку и заряд воодушевления. Хочется сказать об этих замечательных людях, которые так вовремя появились и с радостью включились в процесс: некоторые из них занимаются у нас уже давно, а кто-то пришел только что – буквально за месяц до спектакля и привнес отличные находки в общий процесс. К примеру, Дмитрий Зыкин, исполнитель роли Директора цирка, специально для спектакля за месяц (!) научился жонглировать, а также придумал и, что важнее всего, сходу воплотил две замечательные клоунады в паре с давним нашим участником Сергеем Никулиным – очень обаятельно сыгравшим роль клоуна Пьера. Боря Сальник, мальчик 10 лет, появился у нас внезапно (будучи замечен мною в своей чудесной роли Предводителя обезьян в “Изумрудном городе” – спектакле воскресной школы храма преп. Андрея Рублева и оказавшись солистом танцевального ансамбля В.С. Локтева – т.е. профессиональным танцором) и блестяще исполнил одну из главных ролей. Кто-то очень точно и трудолюбиво выучил все танцы и текст, внимательно прислушиваясь ко всем рекомендациям, и с блеском это реализовал. Кто-то импровизировал каждый раз по-разному, в чем тоже была своя прелесть и свобода игры (хотя, конечно, это может иногда сильно сбивать партнеров по сцене). Кто-то трудился, не покладая рук, приходил первым и уходил последним, помогая, где только возможно. Кто-то попутно сделал еще и афиши. Ну, а Жанна помогала нам во всем (не только в хореографии): в деталях костюмов и реквизите (в частности ее супруг специально для спектакля разработал акробатический шар, на котором трудно покалечиться), в освещении спектакля, в решении некоторых сцен, в подборе музыки и даже звукооперировании. 

Почему такая тема? Почему именно Пикассо? И именно – розовый и голубой периоды? Да потому, что каждая картина тут – загадка. Они вызывают море вопросов и предположений. Эти загадки уже сами по себе удивительно интересно разгадывать и разрешать. Не говоря уже о том, что несомненно, в картинах этих, именно, периодов творчества П. Пикассо заложено очень много света (во всех отношениях), а также христианского отношения к человеку: доброты, теплоты, любви, семейных ценностей. Собственно, это тоже было одним из заданий для ребят – сочинить по ряду картин свою собственную историю. Надо сказать, они здорово включились в процесс – история каждого была непохожа на другую и вызывала интерес. В принципе, можно было бы развивать любую. Но, естественно, что мы собрали и объединили всё наиболее подходящее нам – нашему православному театру. Некоторой проблемой явилось то, как адаптировать рассказ для маленьких зрителей – т.к. мы понимали, что на Рождество придут смотреть спектакль именно дети. Выход пришел неожиданно и очень вовремя – главным героем спектакля стал мальчик Вито (к слову, Вито - значит жизнь), а все остальные перипетии уже закрутились вокруг него. Одна девушка из нашей студии обучилась недавно сценарному искусству и очень помогла с созданием финальной версии сценария. Скажу честно, для меня это была одна из самых трудных и волнительных частей работы. Также, большая трудность состояла в том, что спектакль репетировался по отдельным кусочкам (отдельно драма и отдельно – хореография), и мы сами увидели, что всё начало складываться в нечто единое только за две недели до спектакля, до этого весь замысел умещался исключительно в одной моей голове. Несмотря на это, спектакль получился на удивление цельным и единым. 

Благодаря тому, что мы ставили наш спектакль-фантазию по картинам, художественное решение приходило легко и непринужденно, яркие “цирковые” костюмы добавили изюминку и стали украшением спектакля, наряду с чудесными пластическими номерами, которые Жанна поставила с нашими ребятами удивительно легко и вдохновенно. Из зала это несомненно чувствуется и приносит ощущение праздника. А так – живопись, вообще, очень обогащает и культурно развивает, знаю это как потомственный художник, и думаю, что это задание (идущее еще от Станиславского) очень полезно для начинающих актеров, недаром в ГИТИСе, например, через него проходят все на курсе О. Кудряшова – как актеры, так и режиссеры (у него в книгах замечательно описан подобный опыт, чем мы отчасти воспользовались).  

Наш спектакль тепло оценили протоиерей Димитрий Смирнов, а также режиссеры двух московских театров. Можно много говорить об этом спектакле. Меня лично он вдохновил продолжать учебу в магистратуре Института современного искусства и дальнейшую работу в нашей приходской Студии. Приходите смотреть и участвовать - наши двери всегда открыты!»

[1] Суслов. С. 4
[2] Там же. С. 9
[3] Там же. С. 6
[4] Волкова.
[5] Пименова. С. 12
[6] Там же. С. 18
[7] Там же. С. 42
[8] Там же. С. 48
[9] Волкова.
[10] Пименова. С. 25

 

Художественный руководитель студии «Петровский парк»,

Мара Уварова

Список литературы:

1.     Суслов В.А. ЗАРЯ ВЕЛИЧИЯ. // Статья в журнале КУРЬЕР / Юнеско, январь 1981, С. 4-9

2.     Волкова П. МОСТ ЧЕРЕЗ БЕЗДНУ. 6 том, 2 часть. М.: Зебра

3.     Пименова И. ПИКАССО. ШЕДЕВРЫ ГРАФИКИ. М.: Эксмо, 2007

4.     Рохас К. МИФИЧЕСКИЙ И МАГИЧЕСКИЙ МИР ПИКАССО. М.: Республика, 1999

5.     Деген А., Ступников И. БАЛЕТ «ПАРАД». Электронный ресурс - https://www.belcanto.ru/ballet_parade.html

6.     Станиславский К.С. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ. Электронная версия.

7.     Богданова Л.А. ШКОЛА АКТЕРСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Н.В. ДЕМИДОВА. М.: ГИТИС, 2014

8.     Кудряшов О.Л. КОЕ ЧТО О ЖИВОПИСИ, ТЕАТРЕ И МОЛОДЫХ ЛЮДЯХ, РАССМАТРИВАЮЩИХ КАРТИНКИ И СЛУШАЮЩИХ МУЗЫКУ. М.: ГИТИС, 2013

 

Приложение.

Аннотация к спектаклю.

Приобретающий известность молодой художник Пабло Пикассо недавно пережил смерть друга и тяжелый период, названный искусствоведами в его творчестве «Голубым». В поисках нового источника вдохновения Пикассо попадает в парижский цирк «Медрано». На несколько лет цирк и его обитатели становятся для художника таким источником. В истории искусств это называется «Розовый период» - из-за светлой мажорной гаммы.

Участники театральной студии «Петровский парк» попробовали пофантазировать и, в итоге, сочинили красочный спектакль, совместно размышляя над картинами П.Пикассо, посвященными цирку.

Циркачи и бродячие комедианты чем-то похожи на самого художника. Они также существуют «вне общества», этакие вечные странники и изгои. Как и в творческой богеме, у них непростые взаимоотношения и судьбы. В передвижном цирке «Медрано» тоже не все благополучно. Но даже тяжелая ошибка поправима, если есть любовь. И грех может стать катализатором добра, если Богу будет угодно.

Герой этой истории, мальчик Вито, разочарован. Он видит изнанку веселой цирковой жизни: разлад родителей, нехватку денег и жесткий диктат деда-Директора. Появление в испанской труппе француженки Коломбины нарушает хрупкий баланс и приводит к цепочке событий, которая вскрывает проблемы Цирка. Вито попадает в беду, но добросердечный клоун Пьер объединяет циркачей для того, чтобы помочь ему…

Идея, постановка, сценография, программка – Мара Уварова;

Сценарий – Мара Уварова, Мария Жукова;

Хореография и подбор музыки – Жанна Вильданова;

Работа с актерами – Мара Уварова, Валерий Шалавин;

Композиторы: Янн Тьерсен, Брюно Куле.

 

 Программка спектакля «Цирк Пикассо», февраль 2020 года

 Программка спектакля «Цирк Пикассо», февраль 2021 года

Программка спектакля «Цирк Пикассо», февраль 2021 года


Сценография и фотографии спектакля: Цирк Пикассо (галерея)