На примере истории постановок пьесы А.Н. Островского "Бесприданница".
Работа сценографа обусловлена зависимостью от:
1) пьесы,
2) режиссерского замысла,
3) технических и материальных возможностей конкретного театра.
В идеале, и это есть у великих режиссёров, которые находят себе в лице художника единомышленника, художник должен создать визуальный образ спектакля. Сценография может также создавать свои дополнительные смыслы изобразительными средствами. Кроме того, что думается важнее всего, - создавать для актёра среду, в которой он может существовать, играть в ней и с ней, которая помогает ему находиться в образе.
Художник может подчинить все составляющие сценического действа живописному началу (создать среду). А может найти символически обобщенное решение (часто это единая сценическая многофункциональная установка, которая может меняться в течение сценического действия).
Художественные средства могут быть аскетичными или, наоборот, избыточными (по материалу, текстуре, количеству). Возможны гротесковые эффекты, поиск художественной условности. Необходима связь костюма и декорации.
Главная задача сценографии - захватить внимание зрителя и удерживать его на протяжении всего действа. Для этого и нужны трансформации элементов сценографии, поиск яркой выразительности.
Художник подчиняется главной мысли режиссёра или же предлагает свое решение (в случае, если режиссер уступает ему в этом).
Различное сценическое интерпретирование может как углубить авторский замысел, так и, наоборот, повредить ему.
Также, от задач и возможностей интерпретаторов зависят и разнятся театральные трактовки одной и той же пьесы. Это наглядно видно на разных примерах оформления одной и той же драмы А.Н.Островского "Бесприданница".
К слову, в разное время создания они совершенно различны - взять хотя бы 4 различные постановки спектакля в Малом театре (1887, 1911, 1948 и 2012 г.г). С течением времени эти спектакли становятся всё более свободными от авторских ремарок драматурга, оригинальнее и осмысленнее решают пространство. Все больше учитывается режиссерская мизансцена - по слову известного режиссера А.А.Гончарова: "Мизансцена рождает выгородку, а не наоборот". Подход к сценографии становится все более деятельным, в отличие от простого изображения места действия и его украшения - оформления. Само название профессии меняется (от "Оформителя" к "Сценографу"). Эта тенденция, думается, происходит, в первую очередь, с усилением режиссерского подхода в театре. Хотя очевидно и обратное движение в художественных решениях периодов советского застоя - жёстких 30-х - 50-х годов - оно становится все более оформительским, декоративным.
Интересно, что решение сцены художником (при отсутствии четкой режиссерской идеи) зачастую бывает определяющим не только в создании художественного образа спектакля, но также и в смысловом его восприятии зрителем. Яркий пример тому мы видим в эскизе постановки знаменитого недавно почившего сценографа С.М.Бархина (1973 г. Горьковский ТЮЗ), а также в других постановках.
Также очень интересна зависимость оформления спектакля в зависимости от вида искусства и жанрового решения. Среди фотографий оформления "Бесприданниц" есть опера и даже балет. А что касается жанра, современные постановки интерпретируют, меняют жанр пьесы - как заблагорассудится постановщику. Художник в этом смысле полностью зависим и предлагает решение, в соответствии с выбранным режиссером жанром и стилем постановки. Наверное, возможна и обратная зависимость жанра спектакля - от наличия (или отсутствия) художественного оформления и реквизита в театре...
Октябрь 2020 г.
М.Уварова