Мара Уварова в театре

Мара Даугавиете о Маре Уваровой как о театральном художнике

Работа художника в театре имеет свою специфику: подчинение режиссеру, как главному, соблюдение условий и возможностей данного театра – его сцены, его бюджета, наличных исполнителей. Хотя художник, конечно, мечтает увидеть свои эскизы воплощенными на сцене, все же, при реализации замысла, ему приходится мириться с несовершенным результатом. Наоборот, фантазия художника, создающего свой концептуальный спектакль, фактически ничем не ограничена. Воплощение замысла зависит здесь только от возможностей самого художника: его владения материалом, его личностной глубины, тонкости его вкуса. Вот что думает об этом сама Мара Уварова: «В театральных работах, даже не реализованных на сцене, запечатлевается концепция театрального действа, протяженного во времени».

Художник в этом случае «сам себе режиссер» – его идея понимания спектакля должна передаться зрителю. Его художественное умение дает объективное бытие пьесе, реализует замысел, организует пространство, решает колорит спектакля, вызывает у зрителя ассоциации и обобщения. Поэтому театральные эскизы могут экспонироваться как самостоятельные произведения. Вдумчивый, подготовленный зритель на выставке - может представить себя зрителем в театре.

Художник Мара Уварова умеет читать текст пьесы, чтобы воплотить ее драматургию. Создавая свои эскизы, дает «ключ» к пьесе – зримую характеристику действия: историческую, социальную, психологическую. Возникает образ спектакля, единая пластическая среда. Часто, это единая сценическая установка. Художник отбирает из всевозможного, собранного им материала, подходящие средства и приемы для данной пьесы. Мара умеет выразить свою мысль в живописи или графике благодаря изобразительной культуре: вкусу, чувству цвета, гармонии соотношений. Помогает и эрудиция, знание эпох и культур. Последовательность эскизов демонстрирует полностью весь спектакль. Макет делает его еще более зримым. Образное решение прочитывается сразу, открывая замысел спектакля и все богатство заложенных в нем ассоциаций и обобщений. Спектакль, таким образом, материализуется, даже если он не реализован.

А если он бывает реализован, все равно, природа такого временного искусства, как театр, эфемерна. Эскиз художника (иногда и макет), остается. Зачастую, это единственное материальное подтверждение того, что он существовал, воплотился. Эскиз реален. По нему можно, хоть в какой-то мере, судить о давно прошедшем, об идеях, замыслах. Они дают настолько полное представление о задуманном спектакле, настолько информативно и образно богато исполнены, что иногда не нуждаются вовсе в воплощении на сцене! Они самодостаточны.

Мара Даугавиете
2020